8 (499) 550-95-73
8 (351) 214-00-78
8 (800) 505-25-73 (Беспл.)

Зачем нам нужен технопарк?

Технопарки стремительно появляются и в крупных городах, и в небольших районных центрах, под их строительство выделяются внушительные суммы. Немало концепций, проектов и дорожных карт написано, сотни миллионов потрачены на закупку оборудования. Однако, несмотря на усиленное продвижение, эта форма работы вызывает огромное количество вопросов, споров, опасений.

Так что же такое детский технопарк? Самое интересное, что представители разных сфер очень по-разному это понимают! Более того, даже в системе образования не сложилось единого понимания такого явления как «Детский технопарк».

В исходном значении Технопарк – это имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана. По такому принципу работают «Сколково», научно-технологические парки при крупных университетах и другие научные площадки.

6

Сегодня в системе образования усиленно продвигается концепция развития Детских технопарков «Кванториум». Очень масштабный и широко поддерживаемый на разных уровнях проект.

7 8

В методических рекомендациях по созданию Кванториумов, Детский технопарк определяется как «управляемый региональным оператором имущественный комплекс, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, созданный на базе одной или нескольких организаций с участием негосударственного сектора и организаций реального сектора экономики, на базе которого образовательной организацией, имеющей соответствующую лицензию, осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностей, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, с целью формирования у детей подрастающего поколения изобретательского мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей».

Уже из определения видно, что в этом случае, Детский технопарк рассматривается как некая мощная и дорогостоящая материально-техническая база, которую не всякий регион может себе позволить несмотря на различные гранты и дотации из федерального бюджета. А даже если и может, то сколько таких технопарков осилит регион? Как правило, один-два, ну, может, три в крупных муниципальных объединениях. А что делать сельским муниципалитетам? Ведь сельские школьники смогут посетить такой технопарк только в качестве экскурсии.

Кроме того, сразу возникает вопрос, а где взять специалистов, которые смогут работать на этом замечательном оборудовании и выстроить систему обучения школьников, кто и каким образом будет заниматься подготовкой таких специалистов и сколько будет стоить эта подготовка? И в какую сумму в итоге выльется содержание подобного технопарка региону?

9 10

Хорошо, если в регионе есть крупные промышленные предприятия, которые захотят взять на себя развитие и поддержку такого проекта. Таким образом, получается, что этот мощный и нужный образовательный ресурс как бы искусственно насаживается, сдвигая имеющуюся в каждом субъекте систему инженерного образования и заставляя все структуры приспосабливаться под его работу.

А ведь удобнее и полезнее было бы наоборот: не ломать то, что создавалось годами, а адаптировать под потребности региона, образовательных организаций, промышленных предприятий.

И такой опыт уже есть. Образовательные организации Нижегородской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов активно включились в проект Детский технопарк «ИКаР» и успешно выстраивают работу по технологическому образованию детей и подростков, интегрируя модель технопарка в существующую в регионе систему профподготовки на всех ступенях образования. Об опыте их работы мы рассказываем в рубрике «Детский технопарк» на сайте фгос-игра.рф .

2 3

Достаточно распространенной стала ситуация, когда администрация регионов, стараясь избежать дополнительных трат, открывает на базе образовательного учреждения одно направление и эту площадку называют технопарком. Так в регионах появились IT-парки, агротехнопарки, технопарки робототехники и т.д. Сама по себе такая форма работы, безусловно, может существовать, но она не удовлетворяет запросы детей и подростков в выборе дополнительных образовательных программ.

11

С другой стороны, руководители негосударственных образовательных структур часто рассматривают технопарковое движение как некое новое направление, под которое можно подтянуть вообще все, что требуется. Вместе со словом «технопарк» для этих же целей часто пытаются употребить слова «центры инноваций», «экспериментариум», «технополис», «ресурсный центр» и т.д.

12 13

Не остались в стороне и производители образовательных конструкторов, учебного оборудования и, даже, развивающих игрушек.

Сегодня распространенным становится подход, когда производитель объединяет в некий перечень свою продукцию, ориентируясь, например, на возраст детей и называет это технопарком. В редких случаях, у добросовестных производителей, этот перечень сопровождается описанием и методиками использования оборудования, но чаще всего, дальше технических характеристик дело не идет. Но даже при наличии методик, это еще не технопарк.

Как специалист, более 20 лет работающий в системе детского технического творчества и знающий проблемы технологического образования изнутри, я убежден, что детские технопарки должны развиваться, как альтернатива угасающим кружкам технического творчества, как механизм формирования интереса к предметам естественно-математического цикла у школьников и возвращения престижа инженерного образования.

Но детский технопарк – это не дорогостоящее оборудование, не программы, пусть даже самые современные, не огромные помещения. Это выстроенная образовательная система, в которой используются механизмы сетевого взаимодействия, комплексные методики интеграции общего и дополнительного образования, современные формы подготовки педагогов и многое другое.

4

Рассказывая об опыте нашей работы по развитию технопаркового движения, общаясь с представителями органов управления образования и руководителями образовательных организаций часто слышу: «Эх, если бы мы знали все это с самого начала!». Действительно, чтобы понять, как успешно выстроить систему технологического образования, каждый регион проходит сложный путь, связанный с большими финансовыми расходами, временными затратами, кадровыми проблемами.

Но сегодня мы готовы предложить невероятно полезную книгу, которая даст вам мощный толчок в нелегкой работе по организации детских технопарков – информационно-методическое пособие «Организация работы детских технопарков на базе образовательных учреждений»». Авторы, имея богатый опыт работы в системе дополнительного образования, собрали для вас в этой книге готовые решения, эффективные инструменты и важные инструкции, которые помогут избежать ошибок, сэкономить время и деньги.

5

Кроме этого, мы приглашаем к сотрудничеству образовательные организации, реализующие модели детских технопарков, а также регионы, на территории которых уже открыты или готовятся к открытию технопарки «Кванториум». Мы хорошо понимаем проблемы методического, ресурсного и кадрового обеспечения таких проектов и можем предоставить комплекты разноуровневых программам, конспекты занятий, дидактические и методические материалы.

Наш опыт мы делаем доступным для каждого преподавателя: организуем и проводим курсы повышения квалификации, предоставляем сайт учебно-методической поддержки, оказываем консультации по вопросам приобретения и применения образовательных конструкторов и методической литературы.